Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
Словно и не бывало.
Праздную очередные поминки лета. От холода наконец-то "начинает работать воображение", как у героини "Таинственного сада". Но цитата - не только и не столько к этому.
Просто вчера я попала на свой любимый фильм. Любимый - это не значит понятый, кстати. За это и люблю "Сталкер" - каждый раз вертишь как кубик-рубика, и все недостает одной клеточки, квадрата. Клетки нужны, чтобы ставить в них оценки и запирать внутри себя - как и Зона. А Зона - это экстракт жизни, сон. Или, вернее сказать, сознание, погруженное в сон. Сон страшен не только тем, что рождает чудовищ и поет им колыбельную в стиле эмбиент, он не дает понять, где правда а где ложь, не дает критерия вроде пятерни рук, на которую посмотришь и поймешь: "ба, да я же сплю". И весь фильм - это какой-то даосский поход за невиданным сокровищем, открывающим правду, которое оказывается обычным зеркалом. Проводник в этом путешествии - интуиция (Сталкер), мечущаяся между разумом (Ученый) и сердцем (Писатель). Все трое понимают, что жестокосердно верить во что-то на нельзя, но только Интуиция убеждает, что и ни во что не верить - тоже. Без критерия вера превращается в тюрьму мировоззрения, вроде пратчеттовского Супермаркета, в зону, где они сейчас и находятся и ищут выход. Что же делать? Ответ приходит извне этой измученной головы -вера у каждого своя и поэтому верить нельзя? - в виде голоса жены сталкера. Она читает строки откровения Иоанна Богослова, смеясь как ребенок: "и так бывает". А ведь это трудно, довериться и открыться миру, это больно, особенно когда надеваешь терновый венец как шутовской колпак: "Главное, пусть они поверят в себя и станут беспомощными, как дети. Потому что слабость велика, а сила ничтожна.
Когда человек рождается, он слаб и гибок, а когда умирает — он крепок и черств.
Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко — оно умирает.
Черствость и сила — спутники смерти.
Слабость и гибкость — выражают свежесть бытия.
Поэтому что отвердело, то не победит."
А происходит все в голове Мартышки, я думаю. Этакое дитя человеческое. Может быть, это она двигала стаканы(которых было три, перевертыш в духе Кэрролла, мвахаха), может быть, это был поезд. Все может быть.
Спрошу ещё раз - чем мне так нравится это фильм? Своей "сонностью". Пугает - вытащенным из коллективного бессознательного (прав был Писатель, в мозгах может оказаться грязно!)взрывом "в четвертом бункере". Для сталкинга - будь то неправозаконное вытаскивание чего-то труднодоступного из сна или из с засекреченного полигона, нужен проводник- Анубис-"просто собака". Ага, говорите мне про "просто собаку"!